Сейчас все больше студий и дизайнеров, которые вполне на мировом уровне. Но они в основном в столицах и крупных городах. А если обратить внимание на регион, то, например, с той же мебелью или материалами ситуация часто весьма печальна (недавно в этом убедилась).
Дизайн в России начал свое активное развитие в конце 80-х. В 90-х во многих вузах уже были факультеты по подготовке средовых дизайнеров. Средовой дизайн – это интерьер, ландшафт, экстерьер, выставки, витрины и т.д. То, что в реальном пространстве, а не на бумаге или экране (кроме промышленного дизайна).
Почему же, когда мы в соцсетях видим, как простая домохозяйка, допустим, из Европы, оформляет свой интерьер, нам это кажется вполне дизайнерским. Если не брать рейтинг публикаций – а мы видим лучшие из них – то это, конечно, объясняется наследием той страны, в которой выросла эта домохозяйка. И где сформировался ее художественных вкус.
Например, образно говоря, если вы родились и жили в деревне, то, скорее всего, различаете сорта яблок, и сможете накормить домашнюю птицу. А если вы с детства находитесь среди красивых и уютных интерьеров, то легко сможете оформить свой дом в таком же ключе.
До революции как в крестьянской среде, так и в дворянских домах были свои традиции. Развивались ремесла и производства. И даже вплоть до хрущевских времен еще прослеживался своеобразный стиль и качество в архитектуре и мебели.
Как ни странно, считается, что все подпортил Баухауз (новаторская школа дизайна в Германии в 20-х гг прошлого века), с которого все началось, и переход к конструктивизму и утилитарности в дизайне. Главным стала не красота, а удобство и оптимизация. Таким образом, в каком-то смысле хрущевки стали слишком буквальным воплощением новых идей в архитектуре. А плановая экономика загубила мебельную промышленность, сделав мебель неудобной, некрасивой, некачественной и неактуальной.
И, поскольку никакой другой альтернативы не было, поколения советских людей жили в такой обстановке. Без достаточного пространства и красивых интерьеров.
В 90-е люди у нас в стране открыли для себя дизайн интерьера, мебель уже можно было сделать на заказ. Но это было, как и прочие сферы жизни, не без перегибов. Интерьеры 90-х и сейчас приводят в пример на лекциях «как не надо». И в то время даже простой ремонт, не говоря уже о дизайнере, могли себе позволить единицы.
Таким образом, мы имеем всего неполных пару десятилетий, когда люди в нашей стране просто получили возможность видеть (в основном благодаря интернету) и воплощать интересные идеи.
В нашей стране судьба дизайна, как и самой страны, непростая. Потрясения последних лет, включая уход Икеи, в известной мере снизили возможность реализации дизайнерских проектов. Но я бы не стала отчаиваться. Жизнь продолжается, и мы не можем поставить ее на паузу, хочется жить в красивом пространстве прямо сейчас. Просто придется больше работать.
#дизайнеринтерьера #статьиодизайненж #обустройстводоманж #дизайнинтерьера #дизайнпроект #историядизайна #проектинтерьера